248016 г. Калуга,
ул. Ленина, д.14
Пн - Чт с 8-00 до 17-15
Пт - с 8-00 до 16-00
Перерыв - с 13-00 до 14-00
27 октября 2021

Вопрос обновления изношенных коммунальных сетей в России требует ускоренного решения по целому ряду всем известных причин, к которым добавилась необходимость декарбонизации экономики.

Изношенные теплосети – это повышенные теплопотери, повышенный расход топлива и выбросов парниковых газов, за которые в ближайшее время также придется платить.

Как отмечает, заместитель руководителя департамента исследований ТЭК ИПЕМ Евгений Рудаков, тарифы на жилищно-коммунальные услуги (ЖКУ) могут различаться между городами и регионами в разы, причем корреляции между уровнем тарифов и состоянием инфраструктуры тоже нет. Все это накладывается на то, что платеж за ЖКУ является одним из наиболее значимых в структуре расходов населения.

По его словам, даже в крупных городах на коммуналку российские семьи тратят около 13% своих доходов. В большинстве регионов даже для среднего по доходам домохозяйства доля расходов на ЖКУ приближается к психологически важной отметке 15%, после которой резко возрастает риск неплатежей.

Высокая доля коммунальных сетей, исчерпавших нормативных срок службы, является следствием многолетнего накопленного недоинвестирования не столько из-за сдерживания роста тарифов, сколько по причине отсутствия контроля эффективности инвестиций на местах. В свою очередь наращивание темпов обновление фондов потребует ускорение роста тарифов, что практически невозможно реализовать в условиях отсутствия сопоставимого роста реальных доходов населения.

«Поэтому, с одной стороны, заложенные в стратегии целевые темпы обновления инфраструктуры действительно не позволят в корне исправить ситуацию с деградацией инфраструктуры. С другой стороны, более амбициозные целевые показатели потребовали бы опережающего роста тарифов, что в текущей социально-экономической ситуации практически нереализуемо», – говорит эксперт.

Евгений Рудаков считает, что выходов из сложившейся ситуации может быть как минимум два. Первый и самый очевидный – бюджетное софинансирование, с учетом того, что на сегодня существует множество различных инструментов и форм участия государства. Второй и более эффективный – акцент на самоокупаемые меры повышения эффективности сферы ЖКХ, которые не ведут к росту тарифов, например, внедрение систем автоматического погодного регулирования в тепловых сетях.


www.eprussia.ru