248016 г. Калуга,
ул. Ленина, д.14
Пн - Чт с 8-00 до 17-15
Пт - с 8-00 до 16-00
Перерыв - с 13-00 до 14-00
8 декабря 2021

Такого мнения придерживается председатель Комитета Госдумы по энергетике, президент Российского газового общества Павел Завальный.

Экономия как источник для модернизации

«По нашим оценкам, снижение операционных затрат сетевого комплекса за счет сокращения коммерческих потерь, банально воровства, технических потерь и повышения наблюдаемости сети, более четкого учета потребления составит 25–30%, — отметил парламентарий в ходе онлайн-пресс-конференции 27 октября. — Когда мы принимали закон по цифровизации, приняли важнейшее решение об обеспечении долгосрочных тарифов, а именно, что тариф на электроэнергию, по крайней мере в сетевых составляющих, будет расти по схеме «инфляция минус». Именно эта экономия должна и будет направляться на модернизацию в качестве инвестиций. Законодательные нормативные условия для этого созданы. То есть, по сути, эта экономия является источником для масштабной цифровизации, модернизации всего сетевого комплекса, включая создание систем учета у потребителя».

Депутат напомнил, что ответственность за установку счетчиков теперь переходит на сетевой комплекс, а в многоквартирных жилых домах — на гарантирующих поставщиков.

«То есть, по сути, это источник и для создания систем учета поставляемой электроэнергии, что повысит платежную дисциплину и, опять же, будет способствовать лучшей экономике работы сетевого комплекса и в целом поставке электроэнергии, оплате за произведенную электроэнергию. Такая работа идет, и, думаю, если не в этом году, то в следующем обязательно посвятим отдельное заседание Комитета либо проведем на эту тему круглый стол, чтобы посмотреть промежуточные результаты работы», — заявил Павел Завальный.

Он подчеркнул, что в любом случае эффект от цифровизации есть, это неоспоримый факт. В качестве примера спикер привел «Янтарьэнерго».

«Калининград — первый регион, где началась масштабная модернизация, цифровизация сетевого комплекса. Местная энергосистема на тот момент находилась в не очень хорошем состоянии, потери там превышали 25%. После проведенной модернизации в «Янтарьэнерго» фиксируются нормативные потери и затраты электроэнергии, резко улучшилась экономика, наблюдаемость. Также отмечается снижение численности персонала и сокращение операционных расходов. Сегодня экономика «Янтарьэнерго» совсем другая, чем была до проведения этой работы. Окупаемость всех затрат составляет семь-восемь лет. По крайней мере, у меня были такие цифры, когда мы смотрели результаты этой работы», — резюмировал депутат.

РФ может встроиться в мировое регулирование выбросов

Безусловно, одним из главных сегодня для многих стран, в том числе для России, является вопрос достижения углеродной нейтральности и реализации на практике зеленой повестки.

По мнению руководителя профильного Комитета, России придется разрабатывать свое законодательное нормативное обеспечение углеродного регулирования, начиная с учета всех выбросов.

«Во-первых, мы должны определиться, какие парниковые газы производим, и эта работа уже сделана. Во-вторых, должны научиться считать эти выбросы, причем таким образом, чтобы с результатами этого расчета согласился весь мир. В противном случае мы не сможем встроиться в мировое регулирование углеродных выбросов парниковых газов. Важно, чтобы результаты учета были верифицированы. Только на этой базе можно строить всю политику по снижению выбросов, будь то мягкая политика выпуска зеленых или белых сертификатов или других способов углеродного регулирования, которые будут признаваться», — считает депутат.

Он подчеркнул, что сегодня углеродное регулирование, по сути, становится категорией экономической. Все производители и эмитенты парниковых газов должны участвовать в процессе снижения этих выбросов, иметь экономическую заинтересованность в этом. Страна же должна создавать такие условия и встраиваться в международную систему или торговли выбросами, или ограничения, или стимулирования производителей — эмитентов парниковых газов к их снижению. И конечно, потребуется соответствующее нормативное обеспечение.

Кстати, Правительство уже утвердило перечень подлежащих учету ПГ. Распоряжение, необходимое для запуска системы государственного учета выбросов парниковых газов, 25 октября 2021 года подписал Председатель Правительства Михаил Мишустин.

Документ определяет перечень веществ, подлежащих учету. Это диоксид углерода, метан, закись азота, гексафторид серы, гидро-фторуглероды и перфторуглероды, а также трифторид азота. Список сформирован на основе Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата, а также Концепции формирования системы мониторинга выбросов парниковых газов, утвержденной Правительством в 2015 году.

Распоряжение необходимо для реализации положений закона об ограничении выбросов ПГ, подписанного Президентом в июле 2021 года. Он предусматривает введение обязательной отчетности для крупных предприятий и создание специальной информационной системы, куда эти сведения будут заноситься. Помимо контроля выбросов предлагаются механизмы поощрения инвестиций в климатические проекты. Речь, например, о восстановлении лесов или модернизации промышленных мощностей на основе ресурсосберегающих технологий.


Газета «Энергетика и промышленность России»