248016 г. Калуга,
ул. Ленина, д.14
Пн - Чт с 8-00 до 17-15
Пт - с 8-00 до 16-00
Перерыв - с 13-00 до 14-00
11 июня 2020

4 мая 2020 г., на традиционной онлайн-встрече участников Центра Компетенции Ресурсосбережения, Энергоэффективности и Экологии, объединившем в своих рядах профильные Ассоциации и Некоммерческие организации Топливно-Энергетического комплекса, строителей, проектировщиков и ЖКХ, коллеги обсудили наиболее острые вопросы, касаемые профквалификаций, поддержки отечественного производителя, регионального Топливно-Энергетического баланса.

Отдельно было рассмотрено Постановление Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 «О подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации».

По сути, документ определяет критерии присвоения продукции статуса отечественной и дает производителю конкурентные преимущества на российском рынке и фактически доступ к гособоронзаказу и закупкам госкомпаний. Так же в документе определены принципы на основании которых продукция получает статус отечественной и формируется реестр такой продукции. С 1 февраля 2018 года вступили в силу поправки, согласно которым теперь и производителям комплектующих необходимо иметь заключение Минпромторга.

Согласно документу, заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации (далее — заключение) выдается Минпромторгом России в соответствии с Правилами выдачи заключения о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719 (далее — Правила, постановление № 719) и выдается при наличии одного из трех документов:

  • а) специального инвестиционного контракта;
  • б) акта экспертизы Торгово-промышленной палаты Российской Федерации о соответствии производимой промышленной продукции требованиям, предусмотренным приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719;
  • в) сертификата о происхождении товара (продукции), по которому Российская Федерация является страной происхождения товара (продукции), выдаваемого уполномоченным органом (организацией) государства — участника Соглашения, в случае отсутствия производимой промышленной продукции в приложении к постановлению Правительства Российской Федерации от 17 июля 2015 г. № 719.

Но на деле, при оформлении заявки, возникает большая проблема! При подготовке и отправке документов обязательно должно выполняться требование: производство или использование произведенных на территории стран — членов Евразийского экономического союза.

Любое сложное устройство состоит из ряда комплектующих, которые в свою очередь, по ряду причин могут, не производятся на территории этих стран. Мы должны использовать отечественную элементную базу, которой просто не существует! А даже если мы представим, что она существует, то стоить она будет в 10 раз дороже той, которую использует весь мир. И в итоге мы не можем конкурировать с иностранцами, поставляя продукцию на экспорт.

Производитель, для повышения качества и снижения цены, в праве решать с какими поставщиками работать. Получается, что производитель должен либо уговорить всех своих поставщиков, либо поставщики сами должны понимать эту ситуацию и получать заключение по 719 постановлению.

Участники встречи также критикуют забюрократизированность процедуры получения заключения Минпромторга и срок его действия, процесс получения может растянуться до 9 месяцев.

Производитель тратит в среднем 7 месяцев для того, чтобы собрать документы, подать их в местную ТПП, потом — в Минпромторг. Сегодня срок действия сертификата составляет один год! А значит, у производителей должно быть отдельное подразделение, которое бы занималось только постоянной работой по выдачи сертификата.

Практически все отраслевые сообщества производители станков, приборов, кабеля, светильников, вентиляции, трансформаторов, бесперебойных систем питания и многие другие, уже столкнулись с данной проблемой. Периодически, на разных площадках, вносятся предложения по постановлению №719, например, исключить из требований к локализации конечного оборудования, комплектующие не производимые в России, но пока, как говориться «воз и ныне там».

Постановление содержит много минусов, явно мешающих полноценному развитию отечественной продукции, но отраслевое сообщество готово бороться и отстаивать свои направления развития. Минпромторг уже получил предложения по созданию отраслевых экспертных групп, т.к. каждую продукцию надо рассматривать в индивидуальном порядке, ждет предложения по увеличению сроков выданного заключения до 5 лет. От ассоциаций идут инициативы, которые устанавливают процентное соотношение, в каком количестве должна быть доля импортных комплектующих. Рассматривается бальная система оценки производства. Такая система уже прописана у автопроизводителей и ждет внедрения в остальных отраслях.

Участники «Центра Компетенции Ресурсосбережения, Энергоэффективности и Экологии» подробно обсудили данный вопрос и готовят общее предложение от производителей и отраслевых ассоциаций для Минпромторга РФ по урегулированию данного вопроса!

Сбор предложений и формирование проекта доверено Международному центру поддержки и развития предприятий промышленности (МЦПП). Мы рады помочь производителям и принять инициативы всех отраслевых участников, для детального рассмотрения и составления общего предложения к Правительству РФ.

mspp@mspp-center.ru