248016 г. Калуга,
ул. Ленина, д.14
Пн - Чт с 8-00 до 17-15
Пт - с 8-00 до 16-00
Перерыв - с 13-00 до 14-00
29 августа 2023

Правительство РФ подготовило законопроект, призванный усовершенствовать порядок проведения капремонта в многоквартирных домах.

Надзорные органы станут вести реестр протоколов собраний собственников, которые принимали решения, а специалисты будут осуществлять строительный контроль. Кроме того, акт по результатам контроля будет размещаться в государственной информационной системе ЖКХ.

«Региональные программы капитального ремонта в многоквартирных домах должны сокращать процент ветхого и изношенного жилья, однако на практике очередность ремонта домов никак не зависит от их фактического состояния, и зачастую в региональные программы капремонта включено множество жилых зданий, первоочередность ремонта которых вызывает сомнения, иногда и вовсе выглядит бессмысленным, и экономически целесообразнее снести и провести реновацию», – комментирует Михаил Ермилов, партнер Strategy Partners.

Главным двигателем изменений станет местное самоуправление, которое должно принимать решение о том, что и когда делать со зданием.

«Однако в нынешних реалиях добиться входного контроля на объект капитального ремонта, который обеспечивает реальное самоуправление, пока не сможет ни один надзорный орган. При этом в отсутствие реального контроля (надзора) за производством со стороны государства и в условиях недостатка полномочий у общественных организаций входной контроль на объекты капитального ремонта и новостроек необходим как воздух», – комментирует Игорь Прудников, генеральный директор Евразийской ассоциации рынка отопительных систем (ЕВРАРОС).

Возникает вопрос: а как сделать так, чтобы это самоуправление работало и действительно отражало интересы жильцов? Ведь известно, что одна из ключевых проблем при проведении капремонта – пассивность собственников. Жители домов часто не принимают участия в этом процессе, напоминает Дмитрий Голев, коммерческий директор Optima Development.

Другая проблема – дефицит компетентных подрядчиков. В среднем по стране на каждый аукцион по капитальному ремонту заявки подают два подрядчика. В Москве число организаций-претендентов порой превышает десять, и нужно стремиться к тому, чтобы высокая конкуренция повышала качество выполнения работ, полагает Владимир Щекин, основатель и владелец Группы «Родина». Но не получится ли так, что столичные профи начнут активно осваивать региональные рынки? Однако даже это предположение не сильно обнадеживает.

Если дом находится не на специальном счете, а относится к Фонду капитального ремонта, то проводить капремонт в нем могут только аккредитованные компании. К ним требования у ФКР очень строгие, они проходят детальную проверку, поясняет Максим Скуратовский, представитель «Технониколь». Но сами аккредитованные компании могут привлекать субподрядчиков (особенно в сезон, когда подрядная организация, выигравшая тендер, приступает параллельно к строительно-монтажным работам сразу на нескольких домах), и их квалификация уже может вызывать вопросы.

Есть и еще один существенный момент. Речь идет о том, чтобы фонды капремонта (они же регоператоры) самостоятельно закупали материалы для проведения работ. Сейчас это делают подрядчики, напоминает Арина Осипова, эксперт ЕГРН.

«Основная проблема, с которой сейчас сталкиваются регоператоры, – отсутствие контроля за сроками поставки материалов. Из-за этого сдвигаются и сроки выполнения работ по капремонту. К примеру, если необходимых стройматериалов нет в наличии, подрядчик делает все с опозданием. Если же фонды смогут сами закупать стройматериалы через электронную площадку, то будут четко регламентировать сроки поставки», – поясняет эксперт.

Сейчас у фондов капремонта нет специальных помещений, в которых можно было бы хранить закупленные стройматериалы. Более того, кто-то эти материалы должен выдавать, то есть необходим отдельный штат специалистов. Иными словами, прежде чем применять новый закон на практике, регоператорам сначала нужно продумать логистику.

Мнения

Игорь Прудников, генеральный директор Евразийской ассоциации рынка отопительных систем (ЕВРАРОС):

– В настоящее время готовится постановление правительства о закупках за счет средств Фонда капитального ремонта радиаторов только у российских производителей. Но как отразится предлагаемое новшество на этой норме? Насколько «патриотичны» будут жильцы многоэтажек и не захотят ли они закупать импортное оборудование, прельстившись мнимой дешевизной? Совокупная мощность всех заводов, производящих стальные панельные радиаторы в Турции, примерно в 10 раз больше, чем у аналогичных производств в России. Поэтому цены турецких производителей привлекательнее российских.

Максим Скуратовский, представитель «Технониколь»:

– Ограничивает текущая система капремонта и применение инновационных, эффективных решений. С одной стороны, это правильно: строительство – консервативная отрасль, в которой стараются применять только проверенные материалы и технологии, ведь от этого зависит будущая безопасность. Но с другой стороны, это ведет к тому, что прорывные решения, которые могут помочь повысить энергоэффективность, сократить стоимость строительства, сроки производства работ и расширить их сезонность, не используются. Для того чтобы материал был включен в перечень разрешенных в конкретном регионе, нужно пройти сложные согласования, предоставить огромное количество требуемых документов. Не у всех производителей есть достаточное количество специалистов, способных преодолеть все трудности и справиться с этой задачей.


Российская газета