248016 г. Калуга,
ул. Ленина, д.14
Пн - Чт с 8-00 до 17-15
Пт - с 8-00 до 16-00
Перерыв - с 13-00 до 14-00
28 ноября 2022

Задачи по комплексной модернизации жилищно-коммунального хозяйства страны поставлены в приоритет на самом высоком уровне.

Однако стартовать их решение должно с определения первостепенных проблем, объемов финансирования, а также с формирования грамотных законотворческих инициатив и проектов. О том, какая работа ведется в этих направлениях, в интервью изданию рассказала Ирина Булгакова, руководитель комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству Общественного совета при Минстрое России, руководитель экспертного совета при комитете по жилищной политике и ЖКХ Государственной Думы РФ, директор Ассоциации предприятий сферы ЖКХ «Объединенный жилищно-коммунальный совет».

– Известно, что правительство готово выделить средства на модернизацию ЖКХ. Пока точной суммы нет, она постоянно меняется. Но эксперты сходятся во мнении, что дефицит средств в реальности куда больше. Об этом говорили и вы. Ирина Александровна, расскажите, пожалуйста, какие проблемы сейчас в отрасли самые острые. Какие именно потребности можно будет закрыть данными средствами?

Износ коммунальной инфраструктуры высок как формально, так и фактически. К сожалению, есть конкретные свидетельства этого. Все мы знаем о произошедшей недавно техногенной аварии в Волгограде, крупнейшей за последнее десятилетие, когда сточные воды залили несколько городских районов, почти 200 тыс. человек остались без воды и отопления.

Чтобы таких проблем не было, нужна комплексная программа модернизации коммунальной инфраструктуры, софинансирование которой из федерального бюджета предусмотрено текущим вариантом Стратегии развития строительной отрасли и ЖКХ, которая недавно была представлена вице-премьером Маратом Хуснуллиным на заседании Правительства РФ.

Конечно, все эти годы средства в модернизацию отрасли ЖКХ вкладывались, но в недостаточном объеме. И объем этот недостаточен не только потому, что накапливался физический износ, но и потому что наши города сильно изменились. Вы видите сами, как повысилась этажность зданий и трансформировались требования потребителей коммунальных услуг. Люди стали более мобильны, темп жизни ускорился, появились новые приоритеты. Мы стали по-другому питаться, стирать, в домах стало больше компьютерной техники. Все это ведет к перераспределению нагрузок, особенно сезонных, в городе в целом и в доме в частности. Так, раньше в контексте потребления электроэнергии мы говорили только про зимний максимум, сейчас у нас уже есть летний максимум, ведь из-за жары люди включают кондиционеры и сплит-системы. Поэтому нам нужна не только физическая замена сетей, но и их перепроектирование.

Допустим, если менять по 5% сетей в год, это позволит через пару десятков лет выйти на стабильный процент износа коммунальных сетей, то есть на показатель, который не будет расти так сильно, как растет сейчас. Но поскольку уже есть большой износ, а меняли мы в год максимум 1,5–2%, то нам однозначно нужны ускоренные темпы, так как стоимость коммунальной инфраструктуры сейчас исчисляется триллионами.

– Какие главные тенденции в жилищном и коммунальном хозяйстве в условиях санкций вы бы выделили? Какие мероприятия проводятся Правительством РФ и федеральными органами исполнительной власти в ЖКХ, в том числе и в сфере ценообразования, для стабилизации ситуации?

Первая и главная тенденция связана с импортозамещением. Часть оборудования, в том числе и критического, была импортной, например, турбины и газопоршневые машины, насосное оборудование. Из-за санкций их производители либо ушли из страны, либо покупка продукции стала невозможной. А ведь это оборудование уже было вписано в планы действующих инвестиционных программ, в случае срыва сроков которых по законодательству следуют штрафные санкции. Осознав проблему, государство приняло решение отложить эти штрафные действия. Соответствующие нормативно-правовые акты приняты, идет работа по пересмотру сроков реализации проектов и возможности замены оборудования из первоначальных инвестпланов.

Вторая тенденция, которую бы я выделила, связана со ставкой рефинансирования. В начале года она сильно выросла. Да, сейчас она движется к исходному значению, но сказать о последствиях ее повышения нужно. Коммунальные услуги отпускаются таким образом: люди сначала потребляют, а счета получают через месяц. Платят еще чуть позже, а бывает, что и не платят. Так мы получаем кассовый разрыв, он естествен и учтен в законодательстве.

Организации ЖКХ берут кредиты на этот кассовый разрыв, у них это заложено в себестоимость услуг. Тариф рассчитывается с учетом ставки рефинансирования и плюс еще 4% — стоимость того самого кредита. Это обосновано, ведь предприятие должно вовремя платить зарплаты, закупать топливо и прочее. Соответственно, рост ставки рефинансирования спровоцировал рост размеров оборотных кредитов. Тогда были приняты важные постановления для крупных системообразующих предприятий и предприятий сферы ЖКХ, которые давали возможность взять кредиты по ставке, запланированной у них в линии тарифа. Еще ставка рефинансирования по законодательству связана с пенями, которые начисляются потребителям за просрочку платежа. Из-за ее резкого увеличения должны были вырасти и пени. Здесь Госдума РФ тоже среагировала достаточно быстро: принято постановление, согласно которому повышенные пени людям не начислялись.

Еще из тенденций я бы отметила падение спроса на электроэнергию среди предприятий промышленности и в офисных зданиях. А вот у физических лиц такого нет, даже наоборот, поскольку часть работников переместилась работать из офисов домой. Снижения средних платежей населения мы не видим, люди как платили, так и платят. Однако опасения, что реальные доходы населения, а следовательно и собираемость платежей, снизятся, существуют. В данном случае мы надеемся на то, что грамотно сработают органы социальной защиты, в чьих задачах помочь субсидиями людям, которые действительно не могут платить по счетам.

– Несколько месяцев назад Минстрой разработал законопроект, регулирующий тарифы ЖКУ в малоэтажных комплексах. В чем суть этого законопроекта и его нынешнее состояние? Какие другие недавние важные законотворческие инициативы вы бы отметили?

Что касается законопроекта, регулирующего тарифы ЖКУ в малоэтажных комплексах, все началось с прецедента: житель одного такого комплекса отказался платить за содержание общего имущества. Подчеркну, что инфраструктура в комплексах всегда разная. Это могут быть дороги, водоснабжение, газоснабжение, электроснабжение, вывоз мусора и так далее.

Дело поступило на рассмотрение в Конституционный суд РФ, и тот постановил, что, с одной стороны, платежи обязательны, но, с другой стороны, выявились пробелы в правовом регулировании отношений по управлению имуществом общего пользования в комплексах индивидуальных жилых домов и земельных участков с общей инфраструктурой и его содержанию. Проще говоря, не определены параметры, по которым должны рассчитываться платежи.

Так что основанием для разработки данного законопроекта послужило постановление Конституционного суда РФ № 55-П от 28.12.2021: в кратчайшие сроки внести изменения в действующее правовое регулирование и определить статус коттеджных поселков, состав и режим имущества общего пользования в них, а также урегулировать отношения по его управлению и содержанию.

Разработанный Минстроем РФ законопроект не только содержит в себе информацию об оплате и тарифах, но и говорит в целом о том, каким образом граждане, живущие в таких комплексах, должны содержать общее имущество, что к нему должно и может относиться. Эксперты, ознакомившиеся с законопроектом, выдвинули ряд замечаний. Например, документ был посвящен исключительно малоэтажным зданиям. А у нас в стране достаточно большое количество комплексов, где наряду с малоэтажными застройками к тем же системам снабжения подключены многоквартирные дома. Сейчас этот законопроект находится в комитете по строительству и ЖКХ Госдумы РФ, он дорабатывается для рассмотрения во втором чтении.

Какие еще важные для отрасли законотворческие инициативы в разработке? Во-первых, я бы выделила принятый в первом чтении проект об энергосервисных контрактах. Проблема была в том, что субсидии и компенсации для отдельных категорий граждан, таких как ветераны войны, труда, многодетные семьи, сироты и другие, не могли быть включены в затраты на такого рода контракты. Из-за этого инвестор, реализующий энергосервисный контракт, сталкивается с отказом жителей платить за ЖКУ. А жителей льготных категорий в одном доме может быть от 30% до 50%. И вот этот момент учитывается в новом законопроекте. В настоящее время документ находится на согласовании.

Кроме того, в комитет Госдумы по строительству и ЖКХ внесен на рассмотрение законопроект, касающийся доступа провайдеров к общедомовому имуществу. С одной стороны, любой гражданин, проживающий в своей квартире, может выбрать провайдера себе по душе. С другой стороны, провайдеров очень много. И если все они будут напрямую заходить на дом, то могут испортить внутридомовое оборудование чрезмерным количеством сетей. Еще встречаются случаи, когда УК самовольно ограничивают для провайдеров вход на объект. Правильно выстроить взаимоотношения всех сторон и призван этот законопроект. Он тоже на стадии доработки, думаю, полное его принятие пройдет в первом полугодии 2023 года.

Не могу не упомянуть о том, что в рамках деятельности экспертного совета при комитете по жилищной политике и ЖКХ Госдумы РФ ведутся попытки систематизировать работу управляющих компаний и выдачу им лицензий. В этой сфере действительно много проблем. Аспекты деятельности управляющих организаций либо не урегулированы до конца, либо перерегулированы. Проблемы связаны с некорректно установленными нормативами потребления, нечетким распределением обязанностей между собственниками МКД и УК, взаимоотношениями с ресурсосберегающими организациями и так далее. Права и обязанности всех должны быть грамотно сбалансированы. К нам поступает множество законодательных инициатив, над которыми мы работаем. Думаю, что через полгода какие-то конкретные проекты законов уже будут обнародованы.


Вестник. Строительство. Архитектура. Инфраструктура